Омская Губерния
Портал Правительства Омской области

Региональный центр по связям с общественностью > Мониторинги общественного мнения > 2013 год

Оценка качества и стоимости услуг ЖКХ (август 2013 г.)

 

Качеством услуг ЖКХ омичи пока еще удовлетворены, чего не скажешь об их стоимости   

      Региональный центр по связям с общественностью опубликовал результаты исследования оценки жителями города Омска качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг. Социологами поквартирно было опрошено 2000 человек (по 1000 в мае и августе текущего года) различного пола, возраста, образования, социального статуса во всех районах города. Жителям предлагалось оценить качество и стоимость электро-, водо-, газоснабжения в своих домах, а также отопления и услуг по вывозу мусора, благоустройству придомовых территорий.
       Результаты исследований показали, что к качеству услуг ЖКХ у омичей значительно меньше претензий, чем к их стоимости. По итогам мая-августа в целом, электроснабжением своих домов и квартир довольны 86% опрошенных, качество и бесперебойность водоснабжения назвали «скорее хорошим» 82% респондентов. Газоснабжением довольны 80% омичей. Качеством отопления довольны значительно меньшее число граждан – 69%. Благоустройство, услуги по вывозу мусора удовлетворяют 58% опрошенных.
Что касается оплаты услуг ЖКХ, то омичи достаточно негативно оценивают уровень их стоимости, особенно с учетом роста тарифов, наблюдавшегося в июле 2013 года, а также скандала с расчетом стоимости услуг ОАО «Омскводоканал». Наименее удовлетворены омичи стоимостью отопления домов (33%), а самой приемлемой по цене услугой на сегодняшний день для горожан является газоснабжение (его стоимостью удовлетворены 52%).

    Проведённые РЦСО исследования также позволяют оценить рост недовольства граждан произошедшим 1 июля повышением тарифов на услуги ЖКХ, т.к. первый опрос был проведен в мае, а второй в августе, т.е. после повышения цен.
Доля омичей, называвших сумму своих расходов на оплату водоснабжения «терпимой, приемлемой», в мае составляла 48%, а после повышения - 43%. «Слишком большой» стоимость водоотведения в августе считают 51% респондентов (рост составил 3%).
  Недовольство стоимостью электроэнергии в августе высказали 55% опрошенных, хотя еще в мае «слишком большой» плата за электричество была для 47% омичей. Наиболее болезненно на повышение стоимости электроэнергии отреагировали работники бюджетной сферы. Доля «бюджетников», считающих тариф слишком большим, возросла с 36% в мае до 64% в августе, т.е. на 28% (!). Пенсионеры также традиционно очень остро воспринимают изменения в стоимости услуг ЖКХ. Если в мае стоимость электроэнергии была слишком высокой для 58% омичей «пенсионного возраста», то в августе – уже для 65% граждан этой категории.
       До начала отопительного сезона вопрос о стоимости услуг централизованного отопления стоял не столь остро, однако рост тарифов не мог не сказаться на оценках горожан. С мая по август недовольство стоимостью отопления выросло на 10% (до 65% в августе). Среди жителей «пенсионного возраста», 76% считают плату за отопление «слишком большой».
Рост тарифов на газоснабжение, судя по всему, вызвал наибольшее беспокойство среди омичей. Напомним, что газ с 1 июля подорожал значительнее всего – на 15%. Доля опрошенных, считающих сумму, которую они платят за газ, слишком большой, увеличилась с мая на 10% (до 50% в августе). Среди жителей, на которых изменение тарифов сказалось в наибольшей степени – также «бюджетники» и омичи пенсионного возраста. В данных категориях доля ответивших «сумма за оплату газа слишком большая для меня» с мая возросла на 20% (до 54%) и на 11% (до 61%) соответственно.
      Как отмечают специалисты РЦСО, омичи достаточно чувствительно относятся к любому повышению стоимости услуг ЖКХ, несмотря на то, что индексация тарифов уже традиционно происходит 1-2 раза в год. Особенно остро на них реагируют «бюджетники» и «пенсионеры», поскольку доля квартплаты занимает значительную долю расходов семейного бюджета данных категорий граждан. Анализируя мнения омичей за 2011-2013 год, следует отметить, что серьезных изменений в оценке качества не происходит. И если качество услуг ЖКХ жителей города пока удовлетворяет, то их стоимость уже давно вызывает негодование. Несмотря на номинальный рост доходов омичей за последние годы, услуги ЖКХ становятся все менее доступными по цене. Специалисты РЦСО также отмечают формирование тенденции роста неудовлетворённости горожан услугами по благоустройству и вывозу мусора. Омичи дают понять, что стоимость данной услуги все меньше соответствует качеству, как следствие растет недовольство обилием мусора на улицах города.
     Ухудшение положения в сфере ЖКХ серьезно снижает уровень доверия органам власти, поскольку омичи не чувствуют активной поддержки в борьбе с нечистыми на руку управляющими компаниями и отмечают отсутствие контроля за тарифами.

версия для печати